Характерной особенностью новой технологии подготовки научных кадров высшей квалификации было то, что будущие претенденты на ученые степени как правило должны закончить магистратуру, к которой отбирались только те выпускники бакалавриата, которые во время бакалаврской подготовки проявляли способности к научным исследованиям; во-вторых, эти претенденты на научные степени в магистратуре обязаны освоить методы генерации новых знаний, написать и защитить магистерские диссертации, составляли 30% -40% будущих кандидатских диссертаций.

Преимущества этой технологии перед другими заключались в том, что, поступив в аспирантуру, аспиранты не теряли время на поиск темы и руководителя, на ознакомление с научными работами других авторов в выбранном научном направлении, на освоение методики постановки экспериментов и обработки его результатов, выработки навыков написание статей и оформления отчетов о научной работе - все это они овладевали еще на этапе магистерской подготовки. Реализовал эту технологию создан на базе Департамента магистерской подготовки и отдела аспирантуры Институт магистратуры, аспирантуры и докторантуры (ИнМАД).

Согласно концепции развития, принятой в 1990 году, были разработаны и утверждены в 1991 году новые экспериментальные учебные планы и программы трехступенчатой ​​системы подготовки специалистов с высшим техническим образованием бакалавр-инженер-магистр. Обучение магистров была организована по методике, разработанной в ВНТУ с учетом мирового опыта. Выпуск магистров, состоявшийся в ВНТУ, в 1996 году, был первым выпуском магистров в Украине, в числе тех, которые все 5 лет учились по специальным учебным планам.